Новости робототехники

Развитие искусственного интеллекта и роботов оценили более чем в ₽1 трлн

Развитие искусственного интеллекта и роботов оценили более чем в ₽1 трлн На развитие искусственного интеллекта, роботов и других технологий в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» в общей сложности потребуется более 1,118 трлн руб. Почти 283 млрд руб. из них нужно будет привлечь из бюджета.

Путин утвердил стратегию развития искусственного интеллекта

Путин утвердил стратегию развития искусственного интеллекта Президент России Владимир Путин утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта (ИИ) на период до 2030 года. Соответствующий указ был опубликован на официальном портале правовой информации.

Моральный тормоз: что остановит разбег искусственного интеллекта

Моральный тормоз: что остановит разбег искусственного интеллекта В некоторых отраслях отечественной экономики технологии искусственного интеллекта (ИИ) внедряется быстрее, чем на Западе, утверждают эксперты РБК Петербург. Применение таких технологий значительно удешевило разработку продуктов в самых разных сферах, а в некоторых случаях позволило решать задачи, которые раньше считались нерешаемыми. Компании, «оседлавшие» ИИ, таким образом смогли создать новые сферы деятельности - и увеличить свои доходы в несколько раз. Однако получат ли эти бизнесы долгосрочную коммерческую отдачу - во многом зависит от ответов на этические вопросы.

«Промобот» запустил серийное производство роботов-двойников человека

«Промобот» запустил серийное производство роботов-двойников человека Российская компания сможет создавать роботов с любой внешностью. Робот представляет собой полностью антропоморфную машину. Он копирует эмоции человека: может двигать глазами, бровями, губами и другими «мышцами», а также поддерживать разговор и отвечать на вопросы. Технология, разработанная в Promobot, а также собственная запатентованная конструкция, позволяют воспроизводить свыше 600 вариантов микромимики человека, максимально реалистично имитируя его эмоции. Специалисты компании создали собственную компонентную базу, а также использовали свою технологию создания искусственной кожи.

Инженеры Boston Dynamics научили человекоподобного робота Atlas вставать на руки и кувыркаться

Инженеры Boston Dynamics научили человекоподобного робота Atlas вставать на руки и кувыркаться На YouTube-канале компании Boston Dynamics 24 сентября был опубликован видеоролик, демонстрирующий новые возможности разрабатываемого компанией двуногого робота Atlas.

Кубок Губернатора Санкт-Петербурга по робототехнике – новые соревнования для молодых рабочих

Кубок Губернатора Санкт-Петербурга по робототехнике – новые соревнования для молодых рабочих Глава Санкт-Петербурга Александр Беглов дал поручение организовать такой конкурс во время посещения Центра «Отраслевых инженерных, цифровых и роботизированных технологий» Малоохтинского колледжа. В этом году здесь появились новые образовательные программы - мехатроника и мобильная робототехника, эксплуатация роботизированного оборудования.
Все новости

Шутит и улыбается: как роботы начали отнимать у людей работу

Еще недавно угроза вытеснения человека из целого ряда профессий воспринималась скорее как гипотетическая, однако за последнее время появились первые практические примеры реализации такого сценария. Например, компания «Черкизово» недавно запустила завод с полностью роботизированным производством, что позволило сократить штат сотрудников с 700 до 150 человек. Аналогичный пример есть и в Петербурге. В этом году НПО «СтарЛайн» инвестировало около 100 млн. евро в строительство роботизированного производства электроники.

Как показал организованный РБК Петербург IV Digital City Forum, среди предпринимателей нет полного единства взглядов в том, что касается скорости предстоящих изменений и их последствий - как для сотрудников, так и для компаний. Мы попросили экспертов дать прогноз на ближайшее будущее.

​Павел Фролов, основатель проекта «РОББО» и сети школ робототехники «РОББО Клуб»:

«Недавно мы приобрели робота-промоутера, на которого установили базу знаний о наших продуктах и услугах. Теперь на публичных мероприятиях, выставках, он разговаривает с гостями, фотографирует их и отправляет снимки на email. Кроме того, если роботу в какой-то момент некому презентовать наши услуги, он начинает сам ездить по территории и общаться с людьми. При этом он запрограммирован на хорошее настроение и всегда шутит. Получается, мы заменили одним роботом сразу нескольких сотрудников - промоутеров, которым посменно приходилось каждый день говорить одно и то же, и фотографа. Зато у нас появилась новая вакансия - погонщик робота. Это человек, который следит за тем, чтобы робота никто не испортил, время от времени его перезагружает и помогает ему зарядить батареи.

Мне кажется, что по мере ускорения роботизации на рынке труда основными станут несколько профессий: операторы и надсмотрщики роботов, программисты роботов, сервисные инженеры, которые ремонтируют роботов, и инженеры-изобретали, которые изобретают и создают новых роботов. Также будет востребована профессия психолога, утешающего людей, оставшихся без работы из-за роботов.

Но прежде чем говорить о том, как роботы проникнут на рынок труда, нужно понять, что такое робот в широком смысле слова. Многие считают, что это нечто человекоподобное: с руками, ногами и говорящее. На самом деле, чаще всего робот - это обычный ящик с микроконтроллером, датчиками и какими-то исполнительными устройствами. Напомню, что в мире есть два робота, которые уже серьезно изменили рынок труда, в том числе и в России. Это стиральная машина, ликвидировавшая профессию прачка, и банкомат, заменивший кассира, выдающего работникам зарплаты.

Еще один вид робота, который уже заменяет человека - это обычная программа - у нее даже нет никакого физического воплощения, она просто находится на сервере. Это может быть программа для робота, который торгует на бирже, или программа, которая решает юридические вопросы. Например, в прошлом году Сбербанк уволил 3 тыс. юристов, заменив их одной компьютерной программой. Есть известный робот-рекрутер Вера, который обзванивает кандидатов и приглашает их на работу. Разнообразные чат-боты и роботы-телефонисты выполняют сейчас самые разные роли в колл-центре, в том числе принимают и совершают звонки. Соответственно уже сейчас на этих низкооплачиваемых должностях у людей есть шанс попасть под сокращение и быть замененными компьютерной программой. Роботы постепенно забирают у людей алгоритмизированную монотонную работу - это тренд.

Это замещение эффективно и в социальном плане, и в экономическом. Мало кто мечтает о том, чтобы всю свою жизнь проводить за тем, что с утра до вечера стирать белье или сидеть на телефоне и договариваться с кандидатами о собеседовании. Что касается экономического эффекта, то он очевиден - в ситуации автоматизации с использованием искусственного программного интеллекта начинает работать эффект масштаба. Хороший оператор колл-центра за рабочий день способен сделать порядка 100 звонков - ему нужно время на восстановление, на обед. Робот способен сделать хоть 100 тыс., хоть 100 млн звонков в день - это зависит только от емкости телефонных линий и каналов на сервере. Если говорить о предприятии, которое занимается массовым производством или массовым сервисом, то без использования робототехники оно проиграет конкурентную борьбу другому предприятию, где будет робототехника.

По всей видимости, в ближайшей перспективе роботы потеснят и водителей. Машины с автопилотом - это не фантастика. Например, в Америке уже выпущен специальный набор для установки в автомобиле Honda, который позволяет автомобилю изучить стиль вождения хозяина и дальше водить в этом стиле без участия водителя. Пока в России по законодательству невозможно выпустить на улицу самоуправляемый автомобиль, как и любую другую продвинутую версию автомобиля, например, летающую или плавающую.

Я думаю, что радикальные изменения на российском рынке труда произойдут к 2035 году. Пока же темпы роботизации в России вообще катастрофические низкие, наша страна отстает от лидеров этой области - Южной Кореи и Китая на десятки лет. Причины этому кроются, во-первых, в менталитете, во-вторых, в экономике. У нас мало «длинных» денег, которые предприниматели могли бы инвестировать в строительство роботизированного производства и потом, через какое-то время эти инвестиции окупить. Основной наш заказчик во всех областях - это государство. А государству не выгодна роботизация, потому что государство решает также социальную функцию - и вместо того, чтобы повышать производительность труда и внедрять повсеместно роботизацию на госпредприятиях, оно придумывает ненужные должности, чтобы не было безработицы. Я в первую очередь говорю о вахтерах, охранниках, бухгалтерах и секретарях. Очень многие люди просто просиживают все свое рабочее время на одном месте или занимаются перекладкой бумажек.

Для того, чтобы перейти к массовому использованию роботов, необходимо изменить образовательную систему и законодательство. О роботизации нужно готовить со школьных лет. Хорошим примеров в этой области служит Китай, где сейчас есть отдельная правительственная государственная программа по модернизации школьного образования. За ее счет китайские школы закупают образовательные робоконструткоры на сумму несколько миллиардов евро в год. Если говорить про учебные программы, то начиная с прошлого года Китайская коммунистическая партия приказала во всех китайских школах вести уроки искусственного интеллекта. Они обучают детей, по каким правилам работают программы, которые в определенных случаях могут заменить человека. После того, как эти школьники попадут на рынок труда, весь мир ожидает серьезная конкуренция с того рода обученными кадрами».

Александр Абдин, управляющей партнёр ГК «Евромед»:

«С 2000-х годов, благодаря цифровой революции, ноу-хау и хайпу в нашу жизнь пришли не только цифровые телевизоры и смартфоны, но и новые медицинские технологии. Сейчас сфера медицинских услуг насквозь пропитана «цифрой», причем на самом высоком уровне. Мы пристально следим за потребительскими практиками и тратим наш интеллект на то, чтобы им соответствовать. Зачастую эта практика людей, которые уже не задумываются, как у них пальцы листают смартфон. Например, роботизированная хирургия является важным направлением в медицине, и я всячески поддерживаю ее развитие.

Но обещать, что скоро над нами полетят дроны с анализами кала и мочи, я не могу. Мы в хорошем смысле - консервативное исключение, роботизация накроет нас далеко не первыми. Мы связаны с телом человека, с плотью и инвазивностью. А свое тело человек пока готов доверять только человеку. Можно обвеситься датчиками, но укол в задницу в цифровом виде нельзя сделать, как и взять анализ крови. У нас много цифры, но и человека очень много. Студентов медицинских вузов учат на манекене, набитом датчиками, но моментов, когда врачу нужно взаимодействовать с человеком, по-прежнему много. И я рад тому, что мы такие вот ламповые».

​Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии:

«С одной стороны, перспектива вытеснения человека из целого ряда профессий вполне реальна. Угроза нависла не только над водителями (из-за разработки автономного транспорта), но и работниками сервисных индустрий - менеджеров по работе с клиентами, консультантов и продавцов. С другой стороны, целиком на откуп роботам могут быть отданы лишь те профессии, которые требуют исключительно выполнения рутинных механических операций по алгоритму.

Многие сегодня задаются вопросами, будут ли роботы доминировать над человеком и насколько реальны киберугрозы? На мой взгляд, в будущем нас ждет сотрудничество человека и машины, эффективное партнерство, в котором у каждого будут свои функции. И для такого сотрудничества требуются навыки, которые нужно развивать уже сегодня.

Основная проблема, с которой мы можем столкнуться в связи с роботизацией - дефицит нужных компетенций. В недалеком будущем неумение работать со специализированными программами или программными комплексами станет такой же помехой, как сегодня отсутствие навыков работы с простым текстовым редактором. Помешать устранению таких дефицитов может недостаток финансов, недальновидность руководства или наличие дешевой рабочей силы. Стоимость труда растет во всем мире, что и толкает вперед технический прогресс. Но в России этот фактор пока не является критичным. Между тем, именно скорость технологического развития сегодня является ключевым фактором конкурентоспособности в глобальном масштабе.

Пока Россия далеко не на первом месте по масштабам использования роботов в индустрии и находится, скорее, в роли догоняющего. Импортировать роботов довольно дорого, а производство своих у нас не налажено. Есть таланты, есть отдельные разработки, но пока индустрия промышленных роботов на поток не поставлена, можно говорить лишь о единичных прорывах».

Фото: РБК Петербург

Источник: https://www.rbc.ru


Добавить комментарий